В последнее время в сети, да и не только в сети, часто обсуждается строительство в районе Сокольники ТПК - Третьего Пересадочного Контура метро. Проект впервые встретил такое резкое сопротивление населения именно здесь, в Сокольниках. Пожалуй, пора разобраться, почему. Тем более что мало кто знает, откуда взялся проект, зачем взялся и почему именно в нашем районе.
Итак, небольшой экскурс в историю. В 70-е годы прошлого века радиально-кольцевая планировка московского метро, растущего вместе с городом, уже едва справлялась с транспортным потоком, идущим через центр. Наземный транспорт не всегда мог решить проблему связи расположенных рядом районов, если они не имели доступа к метро.
Добавляли проблем и железные дороги, оставляющие только узкие проезды и тоннели, создающие пробки. Эта проблема жива до сих пор. Как же ее пытались решить в СССР?
А вот как. Предложили целых два варианта.
Первый: строительство еще одной кольцевой линии метро большего радиуса, проходящая в 5-6 станциях от существующей. Логично и понятно.
Второй вариант поступил лет на 10 позднее: ввод дополнительных магистральных линий, расположение которых позволяло бы транзитным пассажирам вообще не заезжать в центр.
Похоже, второй вариант победил, в конце 80-х начались работы по строительству первой такой линии. В нее вошли станции Митино, Волоколамская, Строгино и Парк Победы. Полностью проект предполагалось завершить к 2010 году, но после распада Союза финансирование прекратилось. В середине 2000-х про недостроенные объекты вспомнили, но решили, что строить целиком дорого и долго, а проблему хочется решить быстро и дешево. Потому приняли решение построить только центральные пересекающиеся участки, а концами заняться как-нибудь потом. Так появился ТПК, одной из своих частей задевающий Сокольники. Вернее изначально северное полукольцо ТПК должно было идти через Красносельскую и Бауманскую, но было перенесено в Сокольники и на Электрозаводскую. Почему? Мнений несколько.
Рядом с Электрозаводской находится станция железной дороги, где можно соорудить общий пересадочный узел и не делать лишний крюк. Возможно, дело в этом. А может быть, все еще проще. Строительство через Красносельскую и Бауманскую обязательно бы потребовало глубокой проходки, а на это нужно больше денег и времени. В Сокольниках же метро можно построить куда более дешевой мелкой проходкой, но со всеми вытекающими побочными эффектами: уничтожением знаменитой липовой аллеи от метро до парка, ущербом корневой системе парковых посадок и фундаментам близлежащих зданий, в т.ч. Храма Воскресения Христова и Дома молодежи "Сокольники". А если еще вспомнить, что район на плавунах стоит и с подземными водами так или иначе сталкивались все крупные стройки в Сокольниках, то в какие суммы все это выльется в итоге, вряд ли кто точно предскажет.
Доводы о необходимости решать транспортные вопросы быстро и дешево, всеми силами развивать город логичны, но сердце почему-то протестует против таких варварских методов, как уничтожение зеленых насаждений и памятников культуры, при том что выгоды от строительства сомнительны. Поэтому общественный комитет "Спасем Сокольники" ведет кампанию против данного проекта и нуждается в поддержке неравнодушных слоев общества.